Мертвому припарки: АвтоВАЗ на запчасти

"АвтоВАЗ" планирует в 2010 году выпустить около полумилиона автомобилей, в том числе для экспорта. Наверное судьба никакой другой российской компании не вызывает столько чувств и споров у наших сограждан, как судьба "АвтоВАЗа"....

13 Января 2010 13:36:39
автор: Николай Колинов
"АвтоВАЗ" планирует в 2010 году выпустить около 446 тысяч автомобилей, в том числе около 40 тысяч автомобилей для экспорта. Наверное, судьба никакой другой российской компании не вызывает столько споров у наших сограждан, как судьба "АвтоВАЗа". Бытуют разные мнения по поводу целесообразности деятельности этого "последнего из Могикан".
 
С одной стороны, кризис крайне негативно отразился на автомобильной отрасли, и все страны пытаются спасать национальных автопроизводителей. Для АвтоВАЗа уже были созданы все условия: процентную ставку кредитов на многие модели этого завода собирается субсидировать государство. Кроме того, ходят слухи, что именно ВАЗу мы обязаны недавним повышением пошлин на поддержанные иномарки. Но народ на мякине не проведешь - продажи отечественного производителя неуклонно снижаются
 
В 2010 году планируется изготовить около 51 тысячи сборочных комплектов. В январе 2010 года "АвтоВАЗ" планирует выпустить примерно 15,3 тысячи автомобилей. В 2009 году в ОАО "АвтоВАЗ" было изготовлено 294 737 автомобилей Lada . Также выпущено 43 047 сборочных комплектов.
 
"АвтоВАЗу" может подсобить и программа по утилизации старых машин, которая начнет работать с 8 марта 2010  года. Правительством РФ выделено 10 миллиардов рублей непосредственно на приобретение  машин, то есть 50 тысяч рублей на каждую машину, соответственно 200 тысяч машин граждане могут "сбагрить" государству на утиль. Воспользоваться программой сможет  каждый россиянин, у кого есть автомобиль, выпущенный в 1999 году или ранее и  который находится в собственности не менее 1 года". По словам главы Минпромторга  Виктора Христенко, приобретенными могут быть машины не только  российских брендов, но и зарубежных компаний, которые производятся на территории России, и только те модели, по которым компании вышли на полномасштабное  производство. "За счет таких критериев, рассчитываем, примерно 60-65 моделей,  которые сегодня производятся в России, можно будет приобрести по этой схеме",  - сказал Христенко. И все же, ходят устойчивые слухи, что именно под "утильные ваучеры" ВАЗ и готовит свои 500 тыс. автомобилей.
 
При виде "жигулей" современного водителя, конечно, бросает в дрожь. Кроме того, руководство Волжского автогиганта впервые в истории само призналось – завод делает автомобили низкого качества. Об этом было сказано в презентации бизнес-плана "АвтоВАЗа" к заседанию антикризисной комиссии в правительстве.
 
И, что самое интересное, в презентации было указано, что виноваты в низком качестве не только поставщики, но и само производство автомобилей. Мало того, однажды представители "АвтоВАЗа" назвали уровень качества машин "чрезвычайно низким". Кроме того, руководство концерна признало, что за последние годы он так ничего и не сделал для того, чтобы стать независимым от монопольных поставщиков и наладить систему "узловой сборки и поставки".
 
Вот еще некоторые оценки: дилерская сеть "АвтоВАЗа" признана "неэффективной", экспорт – "заброшенным", восприятие марки – "неудовлетворительным". Также руководство автогиганта признается, что производство автомобилей марки Lada до сих пор ориентировано исключительно на "возможности производства, а не на заказ потребителя".
 
И чтобы исправить эту ситуацию, "АвтоВАЗ" просит у государства миллиарды помощи. После получения этих средств завод обязуется "кардинально повысить качество", и "обновить модельный ряд". Предполагается, что в будущем "АвтоВАЗ" будет выпускать автомобили в трех ценовых сегментах: "суперэконом" - до 150 тыс. рублей, "бюджетном" - до 400 тыс. рублей  и "стандартном"  - более 400 тыс. рублей. В первом сегменте в будущем появится модель, которая будет построена на платформе Kalina (видимо, такая машина придет на смену Samara). Себестоимость этого автомобиля составит 147 000 руб., а продавать его будут по цене до 225 тыс. рублей.
 
В бюджетном сегменте на смену Priora должен придти новый автомобиль, который построен на "логановской" платформе В0. А вот проект создания новой машины в "стандартном" сегменте до конца не проработан – ранее "АвтоВАЗ" уже заявил, что отказывается от собственных разработок в пользу французской платформы.
 
Так что по сути - поддержка "АвтоВАЗа" - это не просто поддержка одного предприятия, а также поддержка нарождающейся отрасли производителей автокомпонентов, которая пока в России развита еще слабо и сконцентрирована преимущественно как раз вокруг ВАЗа. Ведь предприятия, производящие автокомпоненты – это тот потенциал, который есть у российской промышленности.
 
Расчет правительства до кризиса был таков: приход иностранных автокомпаний в Россию простимулирует организацию производства еще и автокомпонентов. Ведь, согласно инвестиционным соглашениям на промсборку, для получения льгот иностранные автоконцерны обязывались локализовать производство в России до уровня в 40%. Кризис этот процесс, очевидно, притормозил. В этом смысле поддержка отечественных производителей автокомпонентов действительно нужна. Кроме того, остановка производства в текущих условиях не принесет ничего хорошего. Проблема банкротства приобретает значение социальной значимости.
 
Николай Колинов
 

 

смотрите также

показать больше статей