Д.Готлиб: "энергетика должна быть эффективной"

Госдума приняла закон "О повышении энергетической эффективности". Но кто будет платить за реализацию программ энергосбережения? Если никто платить не будет, значит эти программы не заработают?

11 Ноября 2009 14:12:39
Госдума на заседании в среду приняла в третьем, окончательном, чтении закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". В законе установлены общие положения требований к энергопаспорту и маркировке товаров по энергоэффективности, обороту товаров, исходя из их энергоэффективности, к энергоэффективности зданий, строений, сооружений, а также товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных и муниципальных нужд.
 
О нужности законодательной базы в энергетической сфере говорят и эксперты.  "В Европе люди привыкли экономить, привыкли оценивать, сколько у них тратится на электроэнергию, - рассказал Weekjournal генеральный директор компании «ЭСКМО» Дмитрий Готлиб, - это другая культура сбережения ресурсов. В России этой культуры ресурсосбережения, признаемся честно, нет. Либо она только начинает формироваться.
 
Крупный бизнес сегодня спасает бизнес, а не энергетику 
Не случайно мы все больше и больше слышим уже отовсюду о программах энергосбережения регионов, федеральной программе энергосбережения, в Правительстве Российской Федерации этот вопрос поднимался неоднократно". По словам Дмитрия Готлиба, вопрос энергосбережения – ключевой вопрос, когда мы оцениваем, какую долю занимает в ВВП оплата за электроэнергию. Сегодня специалисты говорят о том, что правильные программы, направленные на энергосбережение, могут сократить объем потребления электроэнергии в два раз. 
 
К принципам правового регулирования в данной области отнесены: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергоресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
 
Но кто будет платить за реализацию программ энергосбережения? Если никто платить не будет, значит, этих программ не будет, они не заработают? "В моем понимании, если это государственные программы, за них должно платить государство, - считает генеральный директор компании "ЭСКМО" Дмитрий Готлиб, - если это программы конкретного собственника, должен платить собственник". "Конечно, сейчас не самое удачное время для этих программ: финансовый кризис. Когда тебе надо спасать сто рублей, вопрос о том, как экономически выгадать десять копеек, он, конечно, важен, но как-то вот в 116-й очереди. Крупный бизнес сегодня больше озадачен выработкой целевых программ по спасению бизнеса", - говорит эксперт.
 
Энергосбережение спасет от банкротства
Согласно закону, государство устанавливает требования к обороту отдельных товаров, назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов. В частности, импортные и отечественные товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на этикетках. Это требование распространяется на следующие товары: из числа бытовых энергопотребляющих устройств - с 1 января 2011г.; компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники - с 1 января 2012г.; иных товаров - с даты, установленной правительством РФ. Виды товаров, на которые распространяются данные требования, и их характеристики устанавливаются правительством РФ.
 
"В то же время сейчас в самых крупных концернах, ряде крупных промышленных компаний – везде на уровне собственника слышу: "Да, энергосбережение – это интересно. Да, мы запускаем какие-то проекты". Про энергосбережение вспомнили, потому что ищут возможность хоть как-то спасти деньги, на счету каждая копейка, - говорит Дмитрий Готлиб, - но, с учетом общемирового кризиса, это по-прежнему, к сожалению, задача не первого и даже не второго плана. И пока это не удается переломить. Все готовы этим заниматься, но не готовы тратить хоть сколько-нибудь значимую часть своего времени и денег". 
 
Вопросы первостепенного значения
Согласно документу, с 1 января 2011г. к обороту на территории РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более. С 1 января 2013г. может быть введен запрет на оборот на территории РФ электроламп мощностью 75 Вт и более, а с 1 января 2014г. - ламп мощностью 25 Вт и более. Напомним, что, по оценкам Минэкономразвития, общая стоимость замены ламп накаливания на энергосберегающие лампы составит до 2014г. около 100 млрд руб. При этом строительство заводов по утилизации люминесцентных ламп входит в эту сумму.
 
Москва, как и все мегаполисы мира, является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов, который имеет свои особенности. Среди них – повсеместная для России задержка в периодической модернизации объектов производства и потребления энергоресурсов. Как следствие – сравнительно низкая эффективность использования топливно-энергетических и природных ресурсов. При таком потенциале энергосбережения и наметившемся дефиците энергетических мощностей в городе вопросы экономии энергии приобретают огромное значение, т. к. во многих случаях энергосбережение является наиболее дешевой альтернативой строительству новых мощностей, позволяющей избежать многомиллиардных бюджетных затрат. По этой причине уполномоченные подразделения Правительства Москвы и Московской области придают вопросам энергосбережения первостепенное значение.
 
"Давайте посмотрим хотя бы на банальные вещи. Размер страны: девять часовых поясов, и многие производства находятся за пределами Полярного круга. Давайте сравним энергоемкость промышленных производств, расположенных на территории Европы  и России, сравним продолжительность светового дня на территории Европы и на территории России в заполярной зоне – она же будет совершенно разная", - говорит Дмитрий Готлиб. 
 
Борис Бакир

смотрите также

показать больше статей