Французы "госпитализируют" российский автопром

Правительство РФ готово "серьезно рассмотреть" предложение Renault-Nissan об увеличении доли в капитале АВТОВАЗа. У "французов" на просторах СНГ вообще далеко идущие планы...

10 Ноября 2009 15:17:29
автор: Николай Колинов
Правительство РФ готово "серьезно рассмотреть" предложение Renault-Nissan об увеличении доли в капитале АВТОВАЗа, сообщил журналистам первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов по итогам заседания комиссии по повышению устойчивости российской экономики. При этом он подчеркнул, что хотя пока таких предложений официально не поступало, "расчистка долга" АВТОВАЗа должна быть увязана с возможностями Renault-Nissan как инвестора.
 
У Renault в СНГ вообще далеко идущие планы. Так, партнерство ОАО АвтоВАЗ и альянса Renault-Nissan началось с экспансии на восточные рынки. Сразу же после покупки блокпакета АвтоВАЗа альянсом Renault-Nissan ВАЗ начал переговоры с акционерами ОАО "Азия авто" (Казахстан) о продаже 50% акций предприятия. Завод собирает модели Lada, Chevrolet и Skoda.
 
Экспансия и покупка новых автосборочных мощностей в СНГ — один из главных приоритетов совместной стратегии АвтоВАЗа и Renault-Nissan. Партнеры хотели бы владеть двумя-тремя сборочными площадками на пространстве СНГ. Детальный бизнес-план производства появится не раньше конца года, а общие планы партнеров — выпуск 1,5 млн. машин в 2015 году.
 
Блокпакет "АвтоВАЗа" обошелся альянсу Renault-Nissan в 1 миллиард долларов. Renault уже не первый год работает в России. В 2005 году началась сборка автомобилей Logan на московском заводе "Автофрамос", акционером которого, помимо французской компании, является правительство Москвы. Концерн инвестировал в предприятие 250 миллионов долларов, а по соглашению с правительством Москвы от мая 2007 года вложит еще 150 миллионов долларов и удвоит мощность завода. В свою очередь, "АвтоВАЗ" является крупнейшим производителем автомобилей в России. 
 
Французская компания Renault готова продолжать инвестиции в АвтоВАЗ, а также делиться нужными технологиями. Сколько именно французы готовы вложить в концерн, пока неизвестно. Ранее вице-премьер Игорь Шувалов рассказал, что ясность появится после "необходимой оценки". Оценка, по словам первого вице-премьера, будет осуществляться "прозрачно", чтобы и АвтоВАЗу, и правительству было понятно, в каком объеме и какие технологии предоставляются французской стороной и на сколько увеличится капитализация российского концерна.
 
И хотя на родине французских инвесторов критикуют за то, что они собираются тратить деньги в России - ведь у самой Renault финансовые трудности из-за экономического кризиса - в Москве уверены, что они сдержат слово. Шувалов считает, что покупка французами 25% акций АвтоВАЗа была "стратегически верным и оправданным" шагом. Глава Сбербанка (крупнейшего кредитора АвтоВАЗа) Герман Греф добавляет, что "такие компании, как Renault, не бросают слов на ветер" - то есть помощь будет, и в необходимом объеме. По его мнению, уже заявление о готовности вкладывать средства в АвтоВАЗ очень важно в условиях кризиса. Он убежден, что от инвестиций они не откажутся, потому что уже вложили в концерн 1 млрд долларов. Кроме того, российское правительство уже выделило АвтоВАЗу 25 млрд рублей и готово дать еще 12 миллиардов, добавил Шувалов.
 
"Представители Renault подтвердили, что предоставят всю необходимую информацию, опыт и персонал, займутся организацией работ по высвобождению персонала", - говорит он. Первый зампред правительства отдельно остановился на слухах о возможных сокращениях штатов российского автогиганта. "Любые сокращения, о которых сейчас говорят, это неточная информация, - заметил он. - Это, скорее, некие разговоры, спекуляции". Понятно, что сокращения будут, но сколько людей будет уволено, точно сказать нельзя. Возможные масштабы сокращения не согласованы и будут обсуждаться в четверг в Тольятти, куда Шувалов приедет вместе с другими правительственными чиновниками. Но даже потеряв привычную работу, автовазовцы не останутся без государственной помощи: специально для них появятся новые программы занятости.
 
"Будут продуманные программы, - заверил первый вице-премьер. - Никто без того, чтобы обсудить предварительный план с работниками и предоставить им новые возможности, сокращение проводить не будет".
 
"Автоваз" планировал за этот год реализовать 640 тыс. автомобилей и иметь 30% долю при общей предполагаемой емкости рынка новых автомобилей в РФ 1,5 млн штук. При этом произвести в текущем году АвтоВАЗ планирует 450 тыс. автомобилей против 920 тыс. годом ранее. Оставшаяся часть продаж планируется за счет запасов компании, они на данный момент составляют порядка 90 тыс. автомобилей, из которых 70 тыс. - на складах предприятия и 20 тыс. - у диллеров. Снижение производственных планов объясняется сжатием спроса.
 
Таким образом, ситуация на "Автовазе" была близка к критичной и, по большому счету, компании остается надеяться только на госпомощь, которую автогигант запрашивал в объеме 26 млрд рублей. Хотя вопрос относительно господдержки автопроизводителей поднимался уже не один раз, проводился ряд совещаний, однако никакого конструктивного решения выработано до сих пор не было ни в отношении "Автоваза", ни в отношении ГАЗа. Время шло, а ситуация становилась только хуже. Что и привело к созданию нового автомобильного холдинга "Росавто".
 
Николай Колинов
 

смотрите также

показать больше статей