Греф "пролетел" с Opel на радость ВАЗу

General Motors (GM) приняла решение не продавать Opel консорциуму Magna—Сбербанк, так как "деловая обстановка в Европе улучшается". В Правительстве РФ этой новости вроде бы даже обрадовались...

04 Ноября 2009 14:07:56
автор: Борис Бакир
 General Motors (GM) на заседании во вторник приняло решение не продавать Opel консорциуму Magna—Сбербанк, так как "деловая обстановка в Европе улучшается".
 
Правда, не так давно стало известно, что Сбербанк вроде бы и небыл намерен оставаться стратегическим партнером в сделке с Opel. По словам главы банка Германа Грефа, цель покупки – создание транснациональной компании. Сбербанк планирует продать свою долю сразу после того, как совместно с Magna будет реализована программа реструктуризации автопроизводителя. 
Как отмечается в заявлении компании, GM планирует провести полную реструктуризацию расходов в размере 3 миллиардов долларов, что, по мнению руководства компании, можно успешно осуществить на фоне наметившегося роста европейской экономики.
 
Для властей Германии решение, принятое минувшей ночью в Детройте, стало "полной неожиданностью", сообщили Reuters неназванные источники в правительственных кругах в Берлине. Для канцлера Ангелы Меркель такое развитие событий означает серьезную неудачу. Фрау Меркель, которая в момент заседания совета директоров GM находилась в Вашингтоне на встрече с руководителями Всемирного банка и МВФ, узнала о решении судьбы Opel незадолго до возвращения на родину от своих помощников, которые, в свою очередь, были проинформированы главой GM Фритцем Хендерсоном.
Канадско-российский блок ("Magna", "Группа ГАЗ" и Сбербанк) бьются за Opel с начала мая. Тогда главными конкурентами были итальянский Fiat и китайский BAIC (Beijing Automotive Industry Holding). Но они сошли с дистанции, когда американцы запросили дополнительных 300 миллионов евро. К июлю в General Motors обещали завершить все формальные процедуры. Но вместо этого потребовали доработать заявки на покупку и начали параллельно вести переговоры с еще одним кандидатом - бельгийским фондом RHJ International.
 
Кроме того, директор GM заявил, что концерн намерен продолжить развивать свой уже довольно значительный бизнес в России, а также возобновить работы напрямую с группой "ГАЗ".
 
Возможно, теперь российский автопром получит новые уникальные технологии и начнет производить до 180 тысяч новеньких "Опелей" в год на своих заводских площадях – такова проектная мощность наших конвейеров. 
 
Перспективы же российского "АвтоВАЗа" или "ГАЗа" выйти в ближайшее время на новый модельный ряд, остаются сомнительными. В лучшем случае речь может идти о поставке с немецких заводов готовых машинокомплектов для последующей исключительно отверточной сборки. Но тут никаких "уникальных технологий" не требуется. Все же остальное требует не просто производственных площадей для сборки, а коренного технического перевооружения. Тех же новых прессов для штамповочного производства, каждый из которых (действительно современных) обойдется в несколько десятков (примерно в 50) миллионов долларов. А есть еще покрасочное производство, участок пластмассовых изделий. Для российского завода, обремененного более чем 40 млрд. рублей долгов, — задача неподъемная. Если же учесть, что на заводах Opel в Германии в позапрошлом году было произведено около 300 тысяч автомобилей, то загрузка "ГАЗа" даже половиной такого объема в виде машинокомплектов тоже становится призрачной перспективой. 
 
В своем заявлении в связи с решением совета директоров GM глава Magna Зигфрид Вольф (Siegfried Wolf) также тепло поблагодарил своего российского партнера по неудавшейся попытке приобретения Opel — российский Сбербанк и выразил готовность "поддерживать Opel и GM в противодействии тем вызовам, которые им готовит будущее". В заявлении говорится, что решение совета директоров GM было принято, исходя из "лучших интересов GM", с учетом той важной роли, которую Opel играет в глобальном бизнесе General Motors.
 
К тому же как Opel передает уникальные технологии, в мире всем известно. В 1983 году концерн разрешил производить свой "Опель-Кадет" южнокорейским автопроизводителям. Те выпускали его много лет и когда он стал окончательно морально устаревшим, в свою очередь, продали права на него Узбекистану. Который до сих пор продает его нам как "Дэу-Нексия". 
 
Ранее россиян преждевременно обрадовали: на минуту прессе показалось, что властям надоела агония российского автопрома. "АвтоВАЗ" жрет миллиарды денег налогоплательщиков, при этом выпуская крайне низкокачественную продукцию. Зачем стране нужны устаревшие "жигули"? Главный лоббист отечественного машиностроения Сергей Чемезов исчерпал свой ресурс влияния на премьера. Все надеялись, что глава Кабмина согласится с финансовым блоком правительства – точнее с экс-министром МЭР Германом Грефом. Напомним, что Сбербанк, который г-н Греф сейчас возглавляет, был намерен купить 30% акций немецкого концерна Opel.  
 
Но после решения GM из российских официальных лиц их решение  первым прокомментировал вице-премьер правительства РФ Александр Жуков: он не жалеет о том, что американский концерн отказался продавать Opel консорциуму Magna-Сбербанк. "У нас столько проблем с собственными предприятиями автопрома. Нас в первую очередь должна волновать их судьба. Мы прошли нижнюю точку кризиса, теперь есть перспективы развития своих автомобильных предприятий", — сказал вице-премьер. А это означает очередное "укрепление" Чемезова и силовиков против либералов.
 

смотрите также

показать больше статей