Опель обрусеет

Совет директоров американского компании General Motors рекомендовал канадскую компанию Magna в альянсе со Сбербанком в качестве покупателя для своего европейского подразделения - Opel. Российские экономисты надеются, что концерн передаст нашему автопрому свои уникальные технологии, что поможет оздоровить отрасль находящуюся в агонии...

10 Сентября 2009 17:13:13
Совет директоров американского компании General Motors рекомендовал канадскую компанию Magna в альянсе со Сбербанком в качестве покупателя для своего европейского подразделения - Opel. Таким образом, руководство GM согласилось с выбором правительства Германии. Вторым претендентом на покупку Opel выступает бельгийская инвесткомпания RHJ.
 
В Германии в Opel работает около 25 тысяч сотрудников, что составляет почти половину от штата GM в Европе (55 тысяч человек). Германские профсоюзы также высказываются в пользу предложения Magna и Сбербанка, а не RHJ.
 
Канадско-российский блок ("Magna", "Группа ГАЗ" и Сбербанк) бьются за Opel с начала мая. Тогда главными конкурентами были итальянский Fiat и китайский BAIC (Beijing Automotive Industry Holding). Но они сошли с дистанции, когда американцы запросили дополнительных 300 миллионов евро. К июлю в General Motors обещали завершить все формальные процедуры. Но вместо этого потребовали доработать заявки на покупку и начали параллельно вести переговоры с еще одним кандидатом - бельгийским фондом RHJ International.

Зачем россии Opel? Похоже, что властям надоела агония российского автопрома. "АвтоВАЗ" жрет миллиарды денег налогоплательщиков, при этом выпуская крайне низкокачественную продукцию. Зачем стране нужны устаревшие "жигули"? Главный лоббист отечественного машиностроения Сергей Чемезов исчерпал свой ресурс влияния на премьера. Скорее всего, глава кабмина согласен с финансовым блоком правительства – точнее с экс-министром МЭР Германом Грефом. Напомним, что Сбербанк, который г-н Греф сейчас возглавляет, намерен купить 30% акций немецкого концерна Opel.  
 
Глава Сбербанка Герман Греф уже назвал произошедшее хорошим шансом для России. И расшифровал, что он вложил в это понятие — "получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых сегодня с точки зрения технологий европейского производителя". Правда, похоже, что больше всего радоваться должны немецкое федеральное правительство и американский автогигант General Motors (GM), решающий сейчас, какая модель банкротства для него предпочтительнее.  
 
Партнер Сбербанка компания Magna пообещала влить в Opel 500—700 млн евро инвестиций. И что произошло перераспределение долей в общем пакете акций, 10% которых останутся в собственности у работников Opel, 35% — у GM. Еще 35% достанутся Сбербанку, а оставшиеся 20% отойдут канадскому производителю автомобильных комплектующих Magna. 
 
Между тем, в народе к "АвтоВАЗу" назревает настоящая неприязнь. Как уже сообщал Weekjournal, совсем недавно Правительство РФ решило помочь отечественному производителю, поддержав его миллиардами рублей. А в итоге… Крупнейший российский автопроизводитель ОАО "АвтоВАЗ" увеличил отпускные цены на автомобили Lada, в среднем по всему модельному ряду повышение составило 2,45%. Последний раз "АвтоВАЗ" повышал отпускную стоимость по всему модельному ряду своих автомобилей в начале июня 2008 года. Тогда компания сообщала, что с 9 июня проводит плановую корректировку отпускных цен на автомобили Lada, в результате которой стоимость вазовской продукции в среднем возрастет на 1,5%.
 
Объявлено также, что индустриальным партнером немецкого "Опеля" станет группа "ГАЗ", контролируемая структурами Олега Дерипаски. Но российский автопроизводитель в сделке не участвует и ни одной акции вопреки расхожему мнению о том, что Сбербанк вместе с "ГАЗом" купил Opel, получить не должен. 
 
Возможно, теперь российский автопром получит новые уникальные технологии и начнет производить до 180 тысяч новеньких "Опелей" в год на своих заводских площадях – такова проектная мощность наших конвейеров.

Перспективы же российского "АвтоВАЗа" или "ГАЗа" выйти в ближайшее время на новый модельный ряд, остаются сомнительными. В лучшем случае речь может идти о поставке с немецких заводов готовых машинокомплектов для последующей исключительно отверточной сборки. Но тут никаких "уникальных технологий" не требуется. Все же остальное требует не просто производственных площадей для сборки, а коренного технического перевооружения. Тех же новых прессов для штамповочного производства, каждый из которых (действительно современных) обойдется в несколько десятков (примерно в 50) миллионов долларов. А есть еще покрасочное производство, участок пластмассовых изделий. Для российского завода, обремененного более чем 40 млрд. рублей долгов, — задача неподъемная. Если же учесть, что на заводах Opel в Германии в позапрошлом году было произведено около 300 тысяч автомобилей, то загрузка "ГАЗа" даже половиной такого объема в виде машинокомплектов тоже становится призрачной перспективой. 
 
К тому же как Opel передает уникальные технологии. Так в 1983 году концерн разрешил производить свой "Опель-Кадет" южнокорейским автопроизводителям. Те выпускали его много лет и когда он стал окончательно морально устаревшим, в свою очередь, продали права на него Узбекистану. Который до сих пор продает его нам как "Дэу-Нексия". 
 
В общем, что выиграет российская сторона, за исключением Сбербанка, пока покрыто мраком. Сбербанк явно рассчитывает, что кредиты утопающему немецкому автоконцерну обеспечат ему солидные прибыли после окончания кризиса. 
 
Хотя не так давно стало известно, что Сбербанк вроде бы и не намерен оставаться стратегическим партнером в сделке с Opel. По словам главы банка Германа Грефа, цель покупки – создание транснациональной компании. Сбербанк планирует продать свою долю сразу после того, как совместно с Magna будет реализована программа реструктуризации автопроизводителя. 
 

смотрите также

показать больше статей