Реинкарнация "Автоваза"

Новый автомобильный холдинг "Росавто", который объединит госактивы в трех автогигантах - КАМАЗе, АвтоВАЗе и группе ГАЗ, появится в стране уже на днях.Это последняя попытка спасти чахнущий российский автопром.

28 Августа 2009 15:20:43
Совет директоров ОАО "АвтоВАЗ" удовлетворил заявление Бориса Алешина об освобождении его с должности президента компании, сообщила компания. Новым президентом завода назначен Игорь Комаров, ранее занимавший пост исполнительного вице-президента предприятия. Генеральный директор КАМАЗ Сергей Когогин возглавит автомобильный холдинг "Росавто", который объединит госактивы в трех автогигантах - КАМАЗе, АвтоВАЗе и группе ГАЗ. 

Создание нового автомобильного холдинга "Росавто" путем объединения "АвтоВАЗа", КамАЗа и "Автодизеля" стало либо последней попыткой спасти чахнущий российский автопром, либо антикризисной мерой двух автогигантов. 

Заместитель директора "Ростехнологий" Игорь Завьялов во вторник сообщил, что совет директоров нового автомобильного холдинга возглавит глава госкорпорации Сергей Чемезов, а гендиректором "Росавто" станет Сергей Когогин, который сейчас занимает пост гендиректора КамАЗа.

Что делать с АвтВАЗом? Недавно губернатор Самарской области Константин Титов пугал нас, рассказывая о катастрофе, которая может случиться, если ВАЗу не будет помогать государство. Тысячи семей в Тольятти, тысячи компаний-поставщиков разорятся и пойдут по миру. Правильно. А как же иначе? Но если и дальше давать деньги банкроту, то рано или поздно он все равно закроется. Только потратив наши деньги на многомиллионные зарплаты руководству, и ни копейки не вложив в новые современные модели. Может быть выгоднее платить уволенным повышенные пособия по безработице и организовать их переобучение? 

"АвтоВАЗ обязан умереть как можно быстрее. Иначе гангрена расползется по всей экономике", - пишут пользователи блогов. Цепочка проста. АвтоВАЗ имеет тысячи крупных и мелких поставщиков комплектующих. Все эти компании тормозят свое развитие из-за АвтоВАЗа. Автомобили Lada по современным меркам примитивны. Многие производители автокомпонентов могут и хотят осваивать новейшие технологии, но АвтоВАЗу они не нужны. Таким образом, предприятие замораживает процесс технологического развития множества производств в стране. Они составляют замкнутый круг – черную дыру, которая производит что-то сама для себя. Причем, с неплохой прибылью и пользой для своих карманов. Менеджмент АвтоВАЗа получает зарплаты, сравнимые с оплатой труда в крупнейших автокомпаниях мира. Но за что?

АвтоВАЗ обязан умереть. Иначе умирать придется многим тысячам заводов. Банкротство компании откроет возможности по выходу на новый уровень развития и технологическому переоснащению. Сохранение текущей ситуации – медленная смерть для целой отрасли. Её можно оттянуть, но летальный исход неизбежен.

Кремлю тоже надоела агония российского автопрома. "АвтоВАЗ" жрет миллиарды денег налогоплательщиков, при этом выпуская крайне низкокачественную продукцию. Зачем стране нужны устаревшие "жигули"? Главный лоббист отечественного машиностроения Сергей Чемезов исчерпал свой ресурс влияния на премьера. Скорее всего, глава кабмина согласен с финансовым блоком правительства – точнее с экс-министром МЭР Германом Грефом. Напомним, что Сбербанк, который г-н Греф сейчас возглавляет, намерен купить акции немецкого концерна Opel.

В скором времени судьба флагмана отечественного автомобилестроения может круто измениться. Сейчас ушел Борис Алешин. А еще в августе АвтоВАЗ покинул генеральный директор Игорь Есиповский. Гендиректор ушел из-за разногласий по поводу путей развития автогиганта. В руководстве компании сущест вовало два лагеря. Первый, к которому относился Есиповский, ратовал за то, чтобы предприятие оставалось лидером российской отрасли, который будет самостоятельно разрабатывать модели, второй - за продажу компании или ее доли иност¬ранному концерну ради получения новых разработок. 
 
Примечательно, что еще недавно АвтоВАЗ был полон наполеоновских планов. Зимой к руководству пришли выходцы из государственного "Рособоронэкспорта", которые хотели построить новый завод мощностью 450 тыс. автомобилей в год и создать собственную автомобильную платформу. Предполагалось, что государство поможет ему собрать на эти цели 5 млрд. долларов. Однако теперь ясно, что планы будут сильно скорректированы.
Кто из иностранцев может заинтересоваться АвтоВАЗом? Любой концерн, изготавливающий автомобили для массового потребителя: "Форд", "Ниссан", "Пежо", "Рено". Правда, отечественному флагману это вряд ли пойдет на пользу. Его автомобили котируются только внутри России, поэтому иностранцы не станут платить за него рыночную цену. А получив контроль, закроют ненужные производства. Поэтому лучший вариант для АвтоВАЗа - заказать за рубежом разработку собственной модели или начать сборку иностранных автомобилей для получения технологий.

"Автоваз" планировал за этот год реализовать 640 тыс. автомобилей и иметь 30% долю при общей предполагаемой емкости рынка новых автомобилей в РФ 1,5 млн штук. При этом произвести в текущем году АвтоВАЗ планирует 450 тыс. автомобилей против 920 тыс. годом ранее. Оставшаяся часть продаж планируется за счет запасов компании, они на данный момент составляют порядка 90 тыс. автомобилей, из которых 70 тыс. - на складах предприятия и 20 тыс. - у дилеров. Снижение производственных планов объясняется сжатием спроса.
 
Таким образом, ситуация в "Автовазе" была близка к критичной, и по большому счету, компании остается надеяться только на госпомощь, которую автогигант запрашивал в объеме 26 млрд рублей. Хотя вопрос относительно господдержки автопроизводителям поднимался уже не один раз, проводился ряд совещаний, однако никакого конструктивного решения выработано до сих пор не было ни в отношении "Автоваза", ни в отношении ГАЗа. Время шло, а ситуация становилась только хуже. Что и привело к создание нового автомобильного холдинга "Росавто".
 

смотрите также

показать больше статей