Стоп машина!

Российские автопроизводители вновь приостанавливают производство из-за резкого сокращения уровня продаж. "УАЗ", Ford, Volkswagen, General Motors, "Автофрамос", "ИжАвто" с сегодняшнего дня уходят в вынужденный отпуск "за свой счет". Эксперты говорят о том, что потребители вообще сменят свои приоритеты, а частая смена авто станет плохим тоном.

01 Июля 2009 12:49:24
автор: Николай Колинов
Российские автопроизводители вновь приостанавливают производство из-за резкого сокращения уровня продаж. «УАЗ», Ford, Volkswagen, General Motors, «Автофрамос», «ИжАвто» с сегодняшнего дня уходят в вынужденный отпуск «за свой счет».
С 1 июля General Motors остановит конвейер до 1 сентября. Завод Ford  возобновит работу только 12 июля. С 29 июня на 2 недели остановлен конвейер «Ульяновского автозавода» (УАЗ). Завод Volkswagen в Калуге, где собираются модели Golf, Jetta, Tiguan и Passat, а также Skoda Octavia, остановит конвейер на 2 недели с 20 июля. Завод «Автофрамос» (Москва), производящий автомобили Renault для отечественного рынка (в основном Logan), не будет работать с 3 по 25 августа.

Таким образом, производители надеются сократить запасы продукции на складах у дилеров. Ситуация на рынке автопрома действительно сложная, спрос на машины падает не только в России, но и во всем мире. «Естественно, что заводы находят способ прерваться на лето и начать производство осенью, чтобы повысить интерес и спрос потребителей. Что касается дальнейшего падения спроса, мы ожидаем, что этот год будет очень тяжелый, скорее всего, первая половина следующего года будет не лучше», - заметил в эфире радио «Финам» исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.

Автопроизводители не собираются строить новые производственные мощности. Например руководство Suzuki, которая также ранее планировала построить завод в Ленинградской области, отметило, что у компании нет денег на строительство. Проблемы с реализацией испытывают и такие компании как "Nissan" и "Toyota".

Когда иностранные автоконцерны принимали решение строить свои заводы в России, они рассчитывали, что эти проекты окупятся не более чем за 5 лет. Сейчас возврата инвестиций автопроизводители могут ожидать не ранее чем через 7-10 лет. Однако и этот срок может увеличиться, так как предугадать ситуацию на авторынке сегодня попросту невозможно. Напомним, что ранее несколько российских автозаводов, в том числе «Автоваз» и КАМАЗ  уже приостанавливали производство.

2009 год вообще может стать худшим для автоконцернов. Германская ассоциация автомобильной промышленности предсказывает автопрому самый низкий уровень продаж, начиная с момента объединения страны в 1990 году, сообщает  Associated Press. Ожидается, что в следующем году немецкие автопроизводители смогут продать около  2,9 млн. транспортных средств, что на 200 тыс. меньше, чем в текущем году. Президент ассоциации Маттиас Виссманн отмечает, что авторынок падает темпами, которые раньше никогда не фиксировались. По его прогнозам, кризис затронет автомобилестроителей всех стран, и немецкие производители, включая Daimler и Volkswagen, должны быть готовы к худшему. Виссманн также не исключает значительного сокращения рабочих мест в отрасли.

В связи с финансовой нестабильностью продажи иномарок в России в июне снизились еще на 35% по сравнению с весной. В итоге общее падение продаж наблюдается практически у всех автобрендов, даже у тех, кто буквально месяцем ранее еще демонстрировал положительную динамику по продажам. В сумме объем сократился почти вдвое!
 
Однако пока топ-пятерка наиболее популярных моделей иномарок у россиян не изменилась и выглядит следующим образом: Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Renault Logan, Hyundai Accent и Toyota Corolla.
Пока одни марки распродаются, другие же наоборот - дорожают. Так, например «Тойота моторс» повышает цены на автомобили и привязывает их к доллару. «И кто забояться теперь должен? Можете удвоить или даже утроить ваши цены, а лучше поднять их сразу впятеро. Денег на покупку ваших посудин больше у людей не станет, кредиты в банках выдавать охотнее тоже не будут. Так что в семь раз - оптимальное подорожание! Да здравствуют эффективные менеджеры», - пишут блоггеры. Выросли цены на авто корейских производителей, например KIA и Hyndai. Так европейская модель KIA Ceed, собранная в Словении, сегодня стоит порядка 540-600 тыс. рублей, крайне дорого для своего класса стоит новая версия малолитражки Ford Fiesta (от 550 тыс. рублей). При том, что почти вдвое упали цены на внедорожники и авто бизнес- и премиум-класса. Так, Nissan Quashquai стал самым дешевым кроссовером (предложения от 620 тыс. рублей), а новый бизнес-сидан Volkswagen Passat можно купить по цене от 590-610 тыс. рублей.
 
«Возможно, именно кризис может прекратить эту искусственно подогреваемую гонку с заменой машины на новую через 3 года по причине «модности», и реальный спрос соответствовал бы реальным потребностям, а не желаниям отделов маркетинга любой ценой устремить кривую доходности вертикально вверх», - считает владелец фирмы по перегонке японских машин Вячеслав Котомцев. По его мнению, те же пятилетние «японцы» гораздо качественнее и дешевле новых иномарок, производимых на территории России. «Не обязательно брать правый руль, можно пригнать и нормальную машину из Германии, Америки. Конечно, из-за роста пошлин они выросли в цене, но все равно они гораздо надежнее», - считает эксперт.
 
Напомним, что импортные пошлины на легковые автомобили со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет повышены в среднем с 25% до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя). Российские автозаводы, конечно, довольны. Пятилетние иномарки – самые грозные конкуренты российских автомобилей.
Похоже, что вслед за заморозкой конвейеров начнет заморозка автосалонов. Во-первых, многие автодиллеры уже намерены сократить их число Москве и Подмосковье, а также в Петербурге, Сочи, Екатеринбурге и Казани. А во-вторых, многие из них могут вернуться к практике «заказов» машины для клиента. Особенно это касается авто бизнес- и премиум-класса. Держать их в постоянном наличии нет смысла. К тому же растет рынок б/у автомобилей. Одним словом, автомобильная отрасль сейчас, как никогда, зависит от своих покупателей, которым в ближайшее время придется привыкнуть к более редкой смене транспортного средства.
 
Николай Колинов
 

смотрите также

показать больше статей