Возглавит ли президент антикризисный Совет Мудрецов?

Такой масштабный кризис не повторялся почти 80 лет со времен Великой депрессии. Неужели его нельзя было предвидеть? О том, кто должен прогнозировать экономику рассказывает академик РАН Леонид Абалкин.

27 Мая 2009 17:50:00
автор: Маргарита Кирикович
Возглавит ли Дмитрий Медведев антикризисный Совет Мудрецов? На вопросы «Недели» отвечает академик Леонид  Абалкин,  научный руководитель Института экономики РАН, аналитик, прогнозы которого сбываются

Weekjournal: Такой масштабный кризис не повторялся почти 80 лет со времен Великой депрессии. Неужели его нельзя было предвидеть и подготовиться?

- То, что произошло в этот раз –  качественно новое явление. Оно связано с появлением так называемых «мыльных пузырей», раздутием финансового сектора – о чём многие экономисты предупреждали достаточно давно. Ещё в конце девяностых годов Джордж Сорос выпустил книгу «Кризис мирового капитализма». В ней он предупреждал о разрастании этих «пузырей», небывалом росте их масштабов и  о той угрозе, которую они несут всему человечеству. 

Weekjournal: Поэтому толчок кризису был положен именно в Америке? 
 
- В Соединенных Штатах как нигде в мире развито потребительское кредитование. Там никто не покупает дом или автомобиль за наличные деньги. Никто. Все оформляют ипотечный кредит и постепенно рассчитываются за своё приобретение в течение 5-10 лет. Это мощно стимулирует экономический рост, обеспечивает насыщение рынка. Идёт нормальное оздоровление, если, конечно, оно регулируется государством. Но с определенного времени руководитель Федеральной резервной системы США  Ален Гринспен отступил от этого правила и позволил выпускать вторичные  и третичные бумаги. Их число стало стремительно нарастать, в десятки раз превысив первоначальную стоимость выданных кредитов. Контроль над выпуском этих бумаг был ослаблен. Президент США Билл Клинтон также стоял у истоков нынешнего кризиса: он принудил банки снизить планку требований к ипотечным заемщикам, допустив в эту систему американцев с невысокими доходами. И когда пришло время платить по долгам, вся эта система ипотечного кредита моментально рухнула. Вслед за ипотечным кризисом потянулся кризис и других отраслей экономики, под угрозой  остановки оказались автомобильные заводы США. Чтобы спасти экономику, правительство начинает выдавать кредиты автомобильной промышленности, искать новые рабочие места и вся политика нового президента США Барака Обамы сейчас сконцентрирована на этом.
 
Weekjournal: Как случилось, что волны мирового кризиса захлестнули и Россию?

 - Да,  нам поначалу казалось, что мировой кризис нас не коснётся. Денег в стране было много и у нас все брали кредиты.  Но это были в основном не государственные структуры, а финансово-банковские организации и корпорации. Внешний корпоративный долг в прошлом году составил огромную сумму - порядка 500 млрд. долларов. В 2008 году пришло время расплаты, но денег на это у корпораций не было. 
Этого можно было не допустить, если бы правительственные чиновники послушали наших ученых-экономистов. Например, руководитель Центра финансово-банковских исследований Вячеслав Сенчагов вносил свои предложения в Совбез по пороговым значениям внешнего долга корпораций. Но, к сожалению, их не приняли. Никакого контроля над корпоративным внешним долгом российского бизнеса со стороны государства вообще не было.
 
Weekjournal: Чем могла обернуться для экономики эта задолженность?  
 
- Обрушением всей банковской системы… Поэтому в срочном порядке пришлось помимо рублей выделять доллары под покрытие долгов корпораций. И это грамотное решение. Хоть и плод нашей недальновидности. В результате государству  пришлось расплачиваться за корпорации. Поэтому, когда вы прочтёте, что много долларов вывозится за границу, имейте в виду, что часть из них пошла не на счета олигархов, а на погашение их корпоративных долгов. 
 
Weekjournal: Каковы Ваши прогнозы, как будут дальше развиваться события? 
 
- Сейчас в Росси разразился не только финансовый, но и полномасштабный экономический кризис, начался спад производства. Власть не хочет допустить обнищания народа. Но, скорее всего, в этом году нас ждёт снижение реальных доходов на душу населения и инфляция  не менее 20 процентов. 
 
Weekjournal: Есть прогнозы, что этот кризис затянется не меньше, чем на два-три года… 
 
- При вдумчивой политике, при учёте рекомендаций экономистов и ученых, которые сегодня плохо востребованы властью, нам по силам преодолеть спад экономики значительно раньше - до середины 2010 года.  
 
Weekjournal:Как вы оцениваете действия властей?
 
- Правительство предпринимает немало верных шагов. Это и 100-процентная защита вкладов до 700 тысяч рублей, помощь предприятиям, некоторые налоговые послабления, попытки контролировать занятость и многое другое. Но, к сожалению, сегодня  всё решается спешно. Возникает необходимость в создании каких-то антикризисных структур, но не из одних только чиновников. Власть, предпринимательство и наука - должны объединится для  выработки долгосрочных антикризисных мер. 
Актуальная задача - обеспечить занятость населения на общественных работах по строительству дорог, мостов, ремонту школ, больниц и т.д. Тогда  люди могли бы заработать себе на жизнь.  Причём, в регионах часто лучше знают что и как делать. Им не надо указывать пальцем из Москвы. 
 
Weekjournal: Как Вы думаете, стоит ли завозить в страну иностранцев, когда свои рабочие остаются не у дел?
 
 - Я всё-таки думаю, что надо сокращать миграционный поток. Хотя есть такие виды работ, которые россияне отказываются выполнять за гроши. Поэтому при общем сокращении численности населения России приток мигрантов сегодня  неизбежный процесс. Но его должно регулировать государство. Если нет денег на инвестиции, если дома  прекратили строить, то зачем приглашать иностранных рабочих? 
 
Weekjournal: На чём можно сэкономить в этом году? 
 

- Деньги надо перераспределить с умом. Я понимаю, что у каждой структуры есть свои лоббисты. Но главное – это выше всего ставить общенациональные интересы. Это очень важный приоритет. Помните фразу: то, что выгодно для Дженерал Моторс, то выгодно и для Америки. Но если бы эта компания хоть раз поставила бы себя выше национальных интересов страны, то её стерли бы в порошок. В США высшие национальные интересы сформулированы в стратегической программе развития страны. 
Программы основных политических сил - Единой Россиии, коммунистов и Справедливой Росси-  по большинству ключевых вопросов на девять десятых совпадают. Так что они  выражают общенациональные интересы. Надо уметь объединить эти силы.
 
Weekjournal: Как вы оцениваете научный потенциал Подмосковья?
 
- Очень высоко. Я знаю, какую политику проводит губернатор Борис Громов  и как много он делает для развитияобласти. Здесь очень много научных центров, начиная с Дубны, где уже созданы и современные малые внедренческие предприятия, которые дают очень многое. 
В России важными точками роста являются крупные регионы с авторитетными лидерами. Прежде всего хочу назвать Екатеринбург, Хабаровск, Татарстан, Самарскую, Белгородскую область Вместе с Московской областью они могли бы стать локомотивами для подъема всей экономики страны. И надо, наконец, дать возможность регионам зарабатывать. .Им надо четко определить часть прибыли, которую они должны отдавать в бюджет государству на оборону, на армию, на науку, на образование. А если регионам удалось собрать доходов больше, то не отбирать, а оставить на свое развитие. Тогда у них будет стимул зарабатывать, а не стоять с протянутой рукой. Это и есть структурная перестройка, которая сейчас нужна.
 
Weekjournal: Ваш институт стремится к активному сотрудничеству с властью. Берут ли на вооружение ваши прогнозы и разработки?   
 
- Вопрос взаимоотношения власти и науки - очень сложный. Он сегодня стоит, может быть, даже острее, чем в советское время, потому что доступ к уху власти очень сильно ограничен. Сегодня к какому-нибудь чиновнику труднее попасть, чем  в своё время к генеральному секретарю. 
 
Weekjournal:  Неужели Вас не приглашают на слушания в Думу?
 
- Как же, приглашают. Но сегодня думские слушания устраиваются скорее для публики. Что всерьёз может сказать академик за пять минут? Я раньше ходил в Думу, но теперь не хожу, это бесполезное дело. Формально президент Академии наук Юрий Осипов присутствует на заседаниях правительства. Но в повестке дня настолько всё плотно расписано, что выступить,  вмешаться в какой-то спор у него не получается. 
 
Weekjournal: Однако Правительство продолжает работать над Концепцией долгосрочного развития страны  до 2020 года,  не помешает ли кризис?
 
- Что такое 12 лет? Это - два с половиной президентских срока, даже если брать новый порядок выборов. Значит, к 2020 года должно произойти  принципиальное изменение элиты российского общества, к руководству страной придут другие, качественно новые люди. Поэтому новая Программа должна иметь характер Национального проекта с большой буквы. Его обсуждение должно пройти в научных организациях, в региональных отделениях ТПП и РСПП. Путь в принципе достаточно ясен. Надо создавать технологичные производства, развивать инновационную экономику. Для выработки программы нужен своего рода Совет Мудрецов. Во главе коллектива должны стоять Президент и Премьер. Такую Программу самостоятельно не сможет обеспечить ни один орган Правительства, в том числе и Министерство экономического развития, которое в течение года по три - пять раз меняет темпы роста, уровень инфляции, занимается текучкой. 
 
Weekjournal: Почему?
 
- Таковы законы стратегического планирования и экономического развития. Если  вы хотите экспортировать не сырой лес, а продукцию переработки, то вам понадобится разработать бизнес-проект, закупить оборудование, подготовить кадры, построить деревообрабатывающий завод. Два-три года вы будете только вкладывать деньги в проект. Эффект вы получите на четвёртый, пятый, шестой год. Но если вы планируете на три года, то видите только затраты. Власть же должна мыслить стратегически, независимо от даты выборов. 

беседовала Маргарита Кирикович
 

смотрите также

показать больше статей