Страна победившего профицита

Сегодня Минфин выпустил годовую статистику по исполнению федерального бюджета. Видимо, это был последний год, когда деньги не успевали осваиваться. Текущий же год будет явно убыточным.      

20 Января 2009 15:13:00
Сегодня Минфин выпустил годовую статистику по исполнению федерального бюджета. Видимо, это был последний год, когда деньги не успевали осваивать… Профицит федерального бюджета РФ в 2008 году составил 1 трлн 697,19 млрд рублей. Это - 4% от ВВП всей нашей страны. Как говорится в пресс-релизе Минфина РФ, ВВП за прошлый год составил 42 трлн 468,8 млрд рублей.

Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 9 трлн 258 млрд рублей, расходы на кассовой основе - 7 трлн 560,87 млрд рублей Первичный профицит федерального бюджета составил 1 трлн 849 млрд руб или 4,4% ВВП.

Федеральная налоговая служба мобилизовала в федеральный бюджет в 2008 году 4 трлн 72,8 млрд рублей, что на 1,5% больше запланированного; Федеральная таможенная служба - 4 трлн 684,3 млрд рублей - на 1,6% больше запланированного; Росимущество - 79,15 млрд рублей - на 34% больше запланированного. Доходы, администрируемые другими федеральными органами, за 2008 год составили 421,796 млрд рублей, что на 49,5% больше плана. Этот год будет явно убыточным. Напомним: вчера премьер-министр Владимир Путин поручил Минфину и Минэкономразвития скорректировать федеральный бюджет на 2009 год, исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть в $41 за баррель.
В силу кризисной специфики рыночно-трансформационного периода основное внимание экономистов-теоретиков обращено прежде всего на бюджетный дефицит - механизм возникновения и способы минимизации. Между тем не  меньшего теоретического внимания заслуживает и альтернативный феномен рыночной экономики - "бюджетный профицит", формирование которого является свидетельством не только позитивных сдвигов в экономике данной страны, но и результатом целенаправленной организации бюджетного процесса в ней, роста эффективности методического обеспечения данного процесса.

Бюджетный профицит в теоретическом плане является не менее сложным и противоречивым процессом, чем бюджетный дефицит. Однако странным образом профицит скорее пассивно ожидается, чем активно подготавливается. Отечественная экономическая наука значительно запаздывает (по сравнению с зарубежной) в выделении и специальном анализе бюджетного профицита как особого феномена в процессе становления и движения системы рыночной экономики. Именно эти обстоятельства и побудили автора работы с выбором данной проблемы исследования.

Бюджетный процесс в целом и его альтернативные экстремальные состояния - феномены в виде "бюджетного дефицита" и "бюджетного профицита" - всегда привлекали внимание экономистов-теоретиков, однако по разным причинам: в то время, как кейнсианцы, будучи приверженцами приоритета фискальной политики, стремились обосновать и вытекающий отсюда приоритет бюджетного состояния страны, монетаристы, будучи приверженцами приоритета денежно-кредитной политики, стремились обосновать вторичный, производный характер бюджетных показателей. Этим объясняется, в частности, полемика относительно оценки дефицита государственного бюджета, временных рамок бюджетного процесса, значимости и допустимых размеров государственного долга.

Финансовая технология бюджетного процесса достаточно хорошо раскрыта в специальной литературе. Однако теоретические аспекты бюджетного профицита раскрыты гораздо менее подробно. Это объясняется различной трак
товкой сущности бюджета и экономической природы бюджетного профицита в рамках различных направлений современной экономической мысли.

Важная составляющая профицита – накопление Стабфонда. Совокупный объем средств Резервного фонда РФ в рублевом эквиваленте по состоянию на 1 января 2009 года составил 4 трлн 027,64 млрд рублей, объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) - 2 трлн 584,49 млрд рублей, говорится в предварительной оценке исполнения федерального бюджета за 2008 год, представленной сегодня Минфином. Таким образом, общий объем средств национальных фондов превысил 6,612 трлн рублей.
На 1 января 2008 года общий совокупный объем средств Стабилизационного фонда РФ, который впоследствии был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния составлял 3 трлн 849,11 млрд рублей.
 
В октябре-декабре 2008 года объем сверхпоступлений от нефтегазовых доходов, перечисленный в ФНБ с момента достижения нормативной величины Резервного фонда, составил 1 трлн 150,64 млрд рублей. В соответствии с приказами Минфина, в октябре-декабре 2008 года средства ФНБ в сумме 400 млрд рублей были размещены на депозит во Внешэкономбанк. А в соответствии с постановлением правительства, в августе-декабре 2008 года была приобретена и зачислена на соответствующие счета по учету средств ФНБ иностранная валюта на сумму 1 трлн 190,21 млрд рублей в пропорции: 45% - доллары США, 45% - евро и 10% - фунты стерлингов. Но в 2009 году национальные фонды покажут рост, поскольку правительство намерено использовать эти средства для поддержки банковской системы и реального сектора экономики во время кризиса и в случае дефицита бюджета. Кроме того, нефтегазовые поступления (источник роста активов фондов) в нынешнем году будут значительно меньше. С другой стороны, ресурсов национальных фондов будет достаточно для осуществления планов правительства в 2009 году.
 

смотрите также

показать больше статей